www.adm-saransk.ru - официальный сайт Администрации городского округа Саранск

События и акции



Школьный портал





Формирование комфортной городской среды









Электронная очередь в детский сад





Городские волонтеры

Образование

Динамика развития сети образовательных учреждений г. Саранска в последние годы подверглась значительным изменениям. Ее существенной характеристикой является дифференцированность учреждений по типам и видам, позволяющим удовлетворять образовательные потребности жителей нашего города. Структура городской системы образования становится более мобильной.

В последние годы городская система образования показала свою стабильность, стремление к открытости и доступности. С целью развития и совершенствования системы общего образования и воспитания в мае 2001 года на сессии Саранского городского Совета депутатов была утверждена муниципальная Программа развития образования г. Саранска на 2001 — 2005 годы. Перспективные моменты, отраженные в программе, нашли реальное воплощение в деятельности школ города.

В настоящее время муниципальная система образования объединяет 134 образовательных учреждения, среди них: 65 — дошкольных образовательных учреждений, 51—дневная средняя общеобразовательная школа, 3 — вечерние (сменные) общеобразовательные школы; 1 — межшкольный учебный комбинат, 7 учреждений дополнительного образования, 2 — загородных оздоровительных лагеря.

Сегодня сеть дневных общеобразовательных учреждений города включает в себя 6 гимназий, 7 лицеев, 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов; в 1365 классах-комплектах обучается 30599 учащихся.

Муниципальная система образования по ряду показателей занимает высокие позиции на республиканском, а по отдельным — и на российском уровнях. Развиваясь в русле концепции профилизации средней школы, многие общеобразовательные учреждения осуществляют углубленное и профильное обучение. Модели внутришкольной профилизации реализуются на данный момент в 28 общеобразовательных учреждениях. 20 из них внедряют и апробируют гуманитарный профиль; 12 — физико- математический; 3 — естественно-научный; 4 — эстетический и 4 — оборонно-спортивный; 2 — аграрный. Элементы пред профильной подготовки отрабатываются в образовательных учреждениях № 9, 15, 17, 20, 25, 28, 32, 35. Заслуживает внимание опыт работы педагогических коллективов школ № 4 и 43, где сложилась система работы по физико-математическому образованию; № 12, 20 и 23 — по гуманитарному. Профильность лицея № 26 позволяет осуществлять военно-патриотическое воспитание учащихся в кадетских классах, определяет педагогическую ориентацию в политехнических и гуманитарных.

Профильное обучение — это первый шаг к профессиональному самоопределению школьников, раскрытию способностей ребенка для его социализации в местном сообществе, его востребованность на рынке труда.

Особое внимание в г. Саранске уделяется проблеме информатизации образования. За последние 4 года в рамках федеральных проектов «Компьютеризация городских и сельских школ» в общеобразовательные учреждения города поступило компьютерное оборудование на сумму свыше 22 млн. рублей, это 906 персональных компьютеров, принтеры, модемы, сканеры, мультимедийные проекторы, комплекты прикладных программных средств, в 4-х школах установлены спутниковые антенны. В настоящее время в школах города находится 1134 единицы IBM совместимой техники.

В среднем по городу оснащенность образовательных учреждений электронными аппаратными средствами составляет 1 компьютер на 27 обучающихся. Все 100% учреждений среднего (полного) общего образования подключены к системе Интернет, 30 из них — по выделенному каналу. Использование ресурсов Интернет позволяет не на словах, а на деле обеспечить доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, развивать единую образовательную среду, что немаловажно для повышения качества знаний учащихся.

Основным критерием оценки школы как традиционной, так и инновационной, является результативность ее работы. С этой целью в течение ряда лет городское управление образования проводит конкурс «Школа года». В ходе проведения городского конкурса определяется эффективность организации методической работы, результативность учебной и воспитательной работы. Победителями конкурса «Школа года — 2005» стали: лицей № 4 и № 31. гимназия № 12, школы № 34, 25, 39, 40, а также учреждения дополнительного образования — Дворец детского творчества, детско-юношеские спортивные школы № 1, 4 и Центр детского творчества № 2.

Одним из показателей качества образовательного процесса является работа с одаренными детьми. В целях выявления интеллектуально одаренных учащихся общеобразовательных учреждений города, развития их способностей и интересов в изучении основ наук в городе Саранске ежегодно проводятся предметные олимпиады. В олимпиадном движении 2005 года приняло участие более 3000 учащихся, 1052 школьника стали участниками муниципального тура, 261 — республиканского тура предметных олимпиад. Школьники города Саранска завоевали 51 призовое место из 81 на Республиканской предметной олимпиаде, 3 призовых и 2 поощрения на Всероссийской предметной олимпиаде. Победителями Всероссийской предметной олимпиады стали: Ерастова Виктория, ученица 9 класса школы № 39 — диплом 1 степени по биологии; Адушкина Наталья, ученица 11 класса школы № 25 — диплом 2 степени по технологии;

Еряшев Антон, ученик 11 класса школы № 34 — диплом 3 степени по информатике. Дипломами победителя награждены: Бабурова Татьяна, ученица 11 класса школы № 41 по обществознанию и Шалимов Евгений, ученик 11 класса школы № 39 по биологии. Высоких результатов добились воспитанники Перегудина Александра Ивановича — учителя информатики, директора школы № 34, Юркиной Людмилы Ивановны — учителя биологии школы № 39, Церковновой Валентины Владимировны — учителя истории школы № 41, Елисеевой Ирины Николаевны — учителя биологии школы № 39, Фоминой Антонины Петровны — учителя обслуживающего труда школы № 25.

В рейтинге призовых мест на Республиканской предметной олимпиаде лидируют лицей № 4 и № 43, гимназия № 12, школа № 39.

В общеобразовательных учреждениях города ведется большая работе по выявлению и развитию способных учащихся в области научно-техническо- го творчества, исследовательской и экспериментальной деятельности. В образовательных учреждениях № 4, 7, 12, 19, 20, 23, 26, 31, 39, 43 проводятся школьные научно-практические конференции, где проходит отбор лучших исследовательских работ.

Традиционным в городе стало проведение научно-практической конференции «Школьники города — науке XXI века». Перешагнув свой пятилетний юбилей, она приобретает не только опыт, но и всеобщее признание. Увеличилось количество школ-участников с 14 до 34, количество секций — с 7 до 13, количество исследовательских проектов — с 78 до 204. А самое главное, бесценен тот опыт, который получают школьники, и тот уровень подготовки, который позволяет им смело смотреть в будущее.

Члены жюри городской конференции с удовлетворением отмечают, что уровень работ растет из года в год, большинство работ учащихся носят исследовательский характер, содержат результаты экспериментальных исследований. В этом огромная заслуга педагогов школ, преподавателей ВУЗов, которые являются научными руководителями учащихся. Особенно результативно работают в этом направлении коллективы лицеев № 4 и 7, гимназии №12, школ № 34 и № 39.

Лучшие работы были представлены на десятой республиканской научно-практической конференции школьников по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу». Всего на конференцию от города Саранска было представлено 79 работ, 37 из них стали лауреатами.

Достойно выступают школьники города на таких Всероссийских конкурсах и конференциях, как: «Открытие», «ИНТЭЛ», «Развитие народного хозяйства».

Команда школьников города Саранска одержала 32 победы, из которых 8 гран-при, 13 первых мест, 4 вторых, 4 третьих, 3 приза жюри на XI Московском Международном форуме «Одаренные дети».

В городе Саранске сложилась система работы с одаренными детьми и в летний период. Летом 2005 года функционировало два профильных лагеря одаренных детей на базе гимназий № 12 и 20. Четыре года осуществляет свою работу экологический лагерь на базе Мордовского природного заповедника им. П.Г Смидовича. В течение трех лет учащиеся гимназии совершают эколого-этнографическую экспедицию в Кавказский биосферный заповедник. В 2005 году ее основной целью стало посещение и изучение мест боевых действий времен Великой Отечественной войны. Школьники горох традиционно принимают участие в работе экологического сбора «Сура», который проводится 12-й год в рамках эколого-этнографического проекта. Выполненные в совместном творчестве учителей и учащихся исследовательские работы и проекты достойно представлены на конкурсах и конференциях городского, республиканского, российского уровня.

Результатом работы с одаренными и талантливыми детьми является городской конкурс «Ученик года». В 2005 году 41 ученик из 37 образовательных учреждений боролись за право участия в заключительном этапе конкурса. Победителем городского конкурса онкурса «Ученик года — 2005» стала ученица 10 класса гимназии № 12 Грачева Мария. Победителями данного конкурса за последние пять лет становились учащиеся образовательных учреждений №№36, 23,20, 43, 19, 12.

Для способных, творческих, одаренных детей утверждена именная стипендия главы города Саранска. которую получают ребята, проявившие себя как в учебе, так и в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях. В 2005 году стипендиатами стали 15 учащихся из МОУ № 4, 7, 12, 18, 19, 20, 23, 31, 34, 39, 41, 43, Ялтинского лицея, ДЮСШ № 1.

На инвестиционную привлекательность системы образования города положительное воздействие оказывает участие в крупномасштабных федеральных экспериментах. Четыре года все выпускники учреждений общего образования проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме единого государственного экзамена. Его объемы расширились до 6 учебных предметов. Из 3059 выпускников, сдававших математику в качестве обязательного предмета, оценку «5» и «4» получили 55,4%; 10,4% учащихся получили «2».

Итогом четвертого года эксперимента явилась, прежде всего, возросшая ответственность всех участников образовательного процесса за качество подготовки учащихся. Проведение данного эксперимента в системе образования вызывает высокий интерес у всех участников образовательного процесса. С введением ЕГЭ усилилось внимание общественности к положению дел в образовательных учреждениях, повышение ответственности родителей, педагогов и руководителей учреждений за результаты своего труда, а учащихся — за результаты учебной деятельности. Сегодня единый государственный экзамен выступает как мощный рычаг управления качеством образования, обеспечивающий объективность оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Самое пристальное внимание уделяется проблеме воспитания подрастающего поколения. Становится все более очевидным, что для процветания города и республики требуется активизация духовно-нравственного потенциала личности, воспитание гражданина, патриота, полноценного и свободного члена общества, сознающего свои права и обязанности.

Неоценимый вклад в дело воспитания детей и подростков вносят ветеранские общественные организации. В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в городе были проведены смотр-конкурс школьных музеев и фестиваль детского творчества «Наша Великая Победа».

Понимая, что источником воспитания и образования является народная культура, в том числе и национальная, во всех школах введено преподавание курса «История и культура родного края» Начиная со 2-го класса, в 60-ти образовательных учреждениях ведется обучение учащихся родным (мокша, эрзя) языкам. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи, ребенок становится хранителем национальной самобытности.

За последние годы коренным образом изменилось отношение к физической культуре и спорту. В 2005 году была продолжена работа, направленная на укрепление учебно-материальной базы школ для развития физкультуры и спорта. Более чем на 8 млн. рублей поступило в школы города спортивного инвентаря (мячи, гимнастическое оборудование, лыжи).

Во многих школах г. Саранска открылись уникальные спортивные стадионы. Всего выполнено работ на сумму более 60 млн. рублей. В ряде школ продолжается ремонт бассейнов. На территории школ №№ 28, 29, и 38 установлены хоккейные корты. В городе Саранске созданы все условия для прохождения в полном объеме программ по лыжной подготовке. В образовательные учреждения поступило 3123 комплекта лыжного инвентаря. На базе образовательных учреждений №№ 24, 31, 33, 37 в течение зимнего времени были организованы пункты проката лыж для всех желающих.

В учебные планы 49 школ введен третий урок физической культуры. В образовательных учреждениях №№ 3, 27, 28, 32, 39, 40 открылись спортивные классы по различным видам спорта (легкая атлетика, дзюдо, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол). Важное место в системе физического воспитания занимают учреждения дополнительного образования. В 2005 году тренерами-преподавателями спортивных школ и педагогами учреждений дополнительного образования было подготовлено 4 мастера спорта, 13 кандидатов в мастера спорта, 51 перворазрядник, 597 воспитанников получили массовые разряды.

Сегодня дополнительное образование является мощной альтернативой асоциальному поведению школьников. Оно должно удовлетворять потребности детей в социальной адаптации, обретении ими необходимой жизненной компетенции, физического и духовного здоровья.

Особо место в городской образовательной политике занимают вопросы социальной защиты детства. В повышенном педагогическом внимании нуждается 40% детей. В городе проводится большая работа по обеспечению государственных гарантий и правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все большее распространение получают новые формы семейного устройства детей-сирот, 37 детей переданы на воспитание в приемные семьи. Остается большим процент детей-инвалидов. Только в школах их обучается 848 человек. В ходе детской диспансеризации выявлено, что в школах города обучается 80% хронически болеющих детей. Поэтому необходимо принимать решительные меры, направленные не только на сохранение здоровья детей, но и на его укрепление.

Дошкольное образование является обязательной ступенью общего образования. Система дошкольного образования в городе охватывает 66,3% детей. Позитивным является создание гибкой, многофункциональной сети дошкольных учреждений — это 65 учреждений, среди которых прогимназия, центр развития ребенка, учреждения общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего вида, интегрированная модель «Начальная школа — детский сад». Радует, что многие детские сады научились осознанно выбирать образовательные программы и технологии в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.

В системе образования города работают 4560 педагогических работников, их них 2795 в системе общего образования города, 83,5% имеют квалификационные категории. Ежегодно большая группа педагогических работников награждается государственными и отраслевыми наградами. В 2005 году учителю биологии МОУ №39 Юркиной Людмиле Ивановне за проявление исключительного профессионального мастерства, подготовившей победителей всероссийских и международных олимпиад по биологии, присвоено почетное звание «Народный учитель Республики Мордовия»

Важнейшим условием успешной модернизации системы образования является формирование эффективных экономических отношений. Растет приток финансовых средств в систему образования из внебюджетных источников. Через попечительские советы в школу дополнительно привлечено более 5 млн. рублей и около 6 млн.рублей — средств спонсоров.

В течение лета 2005 года выполнена большая работа по подготовке школ к новому учебному году. На проведение капитального и текущего ремонта муниципальных образовательных учреждений выделено из средств городского бюджета 19 515 млн. рублей, приобретено оборудование на сумму более 5,2 млн. рублей, закуплено и передано в образовательные учреждения учебников на сумму 6 871 млн. рублей.

Администрация городского округа Саранск намерена и дальше стимулировать развитие образовательных учреждений города в рамках реализации национальных проектов в сфере образования.

video.png

Полезные ссылки

turist_portal2.jpg


      Карта Саранска

      saransk_map.jpg
© 2006 - 2017 Администрация городского округа Саранск
Все права защищены.